Региональная инновационная площадка «Функциональная грамотность»

Лицей является региональной стажировочной площадкой по теме «Функциональная грамотность как основа качества образовательных результатов».

Дорожная карта, План работы на 2021-2022 учебный год .pdf

Целевая программа региональной стажировочной площадкой .pdf

В лицее разработаны:

— Целевая программа стажировочной площадки,

— дорожная карта, основными мероприятиями которой являются:

— Участие педагогических работников в семинарах, вебинарах по вопросам развития и оценки функциональной грамотности школьников -12 чел

— Обучение педагогов на курсах повышения квалификации «Деятельность учителя предметника по обеспечению функциональной грамотности»:

— Технология формирования функциональной грамотности – 3

— Развитие креативного мышления школьников с целью повышения их функциональной грамотности на основе современных технологий – 2

— Функциональная грамотность школьников на примере заданий Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) в естественно-научной области- 3

— Использование PISA и развитие функциональной грамотности – 1

— Совершенствование предметных и методических компетенций педагогических работников (в том числе в области формирования функциональной грамотности) в рамках реализации федерального проекта «Учитель будущего» — 2

— Содержание и методика преподавания курса финансовой грамотности различным категориям обучающихся — 2

Педагогический совет «Читательская грамотность обучающихся. Стратегии смыслового чтения и работы с текстом. Трудности, проблемы» (Перечень методов, позволяющих школьникам освоить смысловое чтение), (январь 2021г)

            Доклады:

«Развитие навыков скорочтения у младших школьников», учитель начальных классов, Савельева Е.А.

«Формирование читательской компетентности на уроках иностранного языка», учитель английского языка, Кулик Я.Н.

«Стратегии смыслового чтения и работы с текстом на уроках математики», учитель математики, Переверзьева Н.С.

Педагогический совет «Развитие функциональной грамотности учащихся с применением эффективных педагогических технологий как путь повышения качества знаний» (ноябрь, 2021)

Доклады:

«Развитие функциональной грамотности учащихся с применением эффективных педагогических технологий как путь  повышения знаний» (Рожкова Е.В., заместитель директора ЦРО Дубна)

«Функциональная грамотность – основа качества образовательных результатов» (заместитель директора А.В. Хохлова)

«Развитие функциональной грамотности в начальных классах. Современные приемы и методы формирования функциональной грамотности» (Горбунова Ю.А., учитель начальных классов).

«Развитие функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы» в формировании функциональной грамотности» (учитель русского языка и литературы Любимова Е.В.).

«Развитие функциональной грамотности школьников на уроках истории и обществознания» (Агафонова С.Л., учитель истории и обществознания).

Неделя функциональной грамотности:

В период с 6 декабря по 9 декабря 2021 года в Лицее №6 прошли мероприятия в рамках Недели функциональной грамотности под общим девизом «Учимся для жизни – стремимся в будущее!»

Каждый день недели был посвящен определенному виду грамотности:

— Уроки математической грамотности «Математика вокруг нас»;

— Уроки информационной грамотности «Цифровой мир»;

— Уроки естественно-научной грамотности «Наука, техника, природа»;

— Уроки читательской грамотности «Будем грамотными».

Учителя лицея показали серию открытых уроков, на которых представили формы, методы, приемы, используемые для развития функциональной грамотности обучающихся. В уроки были включены задания на решение контекстных, проблемных заданий и практических задач по определенному виду грамотности.

Так, на уроке русского языка в 8 Л классе по теме «Загадочное исчезновение на Рапануи» учителем Селевановой Л.Л. была представлена работа с множественными текстами, была применена групповая работа, ставящая учащихся в активную позицию, формирующую следующие универсальные учебные действия:

-умение связывать разрозненные факты в единую картину;

-умение систематизировать уже имеющуюся информацию;

-умение слушать и слышать друг друга.

В начальной школе учителем Говоровой Е.М. для обучающихся 4 класса был проведен интересный урок по теме «Глагол», на котором использовался прием «Рюкзак знаний», суть которого зафиксировать свои продвижения в учебе по определенной теме, а также возможно, в отношениях с другими. Рюкзак знаний перемещается от одного ученика к другому. Каждый не просто фиксирует свой успех, но и приводит конкретные примеры.

Ученики 4-х классов совместно с учителем английского языка Поповой И.А. посетили кафе-ресторан, где примерили на себя роль посетителей и официантов (практическая задача)

Для учащихся 10 класса Лицея проведено открытое мероприятие по теме «Все про кредит или четыре правила, которые помогут достичь цели», которое провела учитель истории и обществознания Франк Р.В.

Учитель начальных классов Горбунова Ю.А., провела уроки для учащихся 2-х классов по теме «Освоение космоса», ребята знакомились с планетами Солнечной системы, составляли макет Солнечной системы, в группах презентовали мини-проекты по данной теме.

Управленческая команда Лицея прошла самодиагностику по основным направлениям функциональной грамотности на платформе информационно-образовательной среды Академии Минпросвещения.

Неделя завершилась успешно, педагоги убедились в правоте высказывания американского философа, педагога Джона Дьюи: «Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра». Задача современного образования – учить по-новому, учить для жизни.

Региональный семинар «Развитие функциональной грамотности учащихся с применением эффективных педагогических технологий как путь повышения качества знаний» (февраль, 2022).