Театр-студия “Экополис”

Театру-студии “Экополис” 25 лет

В начале декабря лицейскому театру «Экополис» исполнилось 25 лет! Представьте только – четверть века! Сколько составов сменилось, но неизменным остаётся руководитель театра – Селиванова Лада Леонидовна.

Как и принято в день рождения, в этот день было много гостей, цветов, подарков и улыбок. И, конечно же, театральное представление.

За 25 лет театр является Победителем многочисленных фестивалей и конкурсов различных уровней: и Региональных, и Всероссийских, и даже Международных.

Коллективу «Экополиса» и его руководителю мы желаем: продолжайте в том же духе — творите, удивляйте, поражайте, импровизируйте, экспериментируйте, рискуйте, стремитесь, доверяйте своему сердцу и непременно добивайтесь вершин великого успеха! С Днём рождения!!!

Занятие в театральной студии «Экополис»

Оооох, какое 20 октября было занятие в театральной студии «Экополис»! Просто огонь! Юным актерам пришлось изрядно потрудиться, выполняя упражнения по сценической речи, которые принесла наша гостья – выпускница «Экополиса» Софья Евенсапер !

***

И снова мы поздравляем коллектив лицейского театра «Экополис» и его руководителя Селиванову Ладу Леонидовну! Ребята заработали диплом «За лучший спектакль» V Межрегионального открытого театрального фестиваля «Здравствуйте, это мы!».

Молодцы! Так держать!

***

В дни осенних каникул лицейский театр «Экополис» принимал участие в Межрегиональном молодёжном фестивале-конкурсе «Театральная завалинка -2017» и стал его Дипломантом. А Журавлёв Юрий получил два диплома – Лауреата и Победителя конкурса актёрского мастерства!

Молодцы, ребята! Поздравляем вас!

***

4 сентября 2010 года на площадке театра «Экополис» в лицее №6 состоялось долгожданное событие – мастер-класс кандидата педагогических наук, доцента Московского института открытого образования, руководителя театрально-педагогических мастерских «Режиссура как практическая психология» – Александры Петровны Ершовой. Ее имя хорошо известно не только театральным, но и школьным педагогам как имя одного из создателей уникальной социо-игровой педагогики, позволяющей учителю на уроке перестать поучать и наставлять, а, наоборот, создавать такую обстановку, когда дети сами добывают знания, причем делают это увлеченно и с удовольствием.  

Именно поэтому на мастер-класс Александры Петровны пришли и дети, и взрослые из разных учебных и творческих учреждений города. Конечно, пересказать содержание двухчасового мастер-класса на одной страничке невозможно, поэтому расскажу только о нескольких наиболее запомнившихся упражнениях, которые, на мой взгляд, могут использовать в своей практике не только руководители театральных кружков, но и классные руководители на классных часах, да и творческие смелые учителя на своих уроках! Итак, в зале собралась группа ребят и взрослых, все сидят на стульях в рабочем круге. Хотите, чтобы дети и педагоги быстро познакомились между собой или, если они уже знакомы, получше узнали друг друга? Попросите их за две минуты собраться в «группы любителей искусств» – у вас получатся группы любителей музыки, кино, живописи и т.д., а теперь за следующие две минуты предложите группам расположиться друг за другом так, чтобы названия их любимых искусств оказались в алфавитном порядке. И вот уже на площадке кипит работа, и даже ребята, которые минуту назад смотрели настороженно, включаются в общую кутерьму знакомства-узнавания. А познакомившись, включаются в работу – превращаются в создателей радиоспектакля, точнее, только шумового оформления к нему. Оказывается, не так-то просто создать такие шумы, которые были бы понятны слушателям! Хотя команды-слушатели прилагали огромные усилия, чтобы понять, о чем шумят за ширмой!  

Но вот ребята уже достаточно «разогрелись», перезнакомились, и теперь готовы выполнять творческое задание. Нужно разбиться на группы. А как? Только так, как будет угодно слепому случаю! Ведущие хлопают в ладоши; задача ребят – собраться в группы по числу хлопков и взяться за руки. Конечно, в эти группы объединятся давние друзья. А наша задача – перемешать всех со всеми. Поэтому хлопки звучат еще раз, но задание усложняется: в новые группы должны попасть другие люди – «нельзя браться за те же руки»! Игра повторяется еще несколько раз, пока дети не «перемешаются» как следует. И вот группы (у нас их получилось шесть) готовы для выполнения творческого задания.
Ребятам предлагается сыграть небольшой отрывок из сказки «Цыпленок по имени Солнышко», проявив при этом как можно больше выдумки и фантазии в распределении ролей: можно быть не только мамой-курочкой или цыпленком, но и скорлупой, насестом, деревом, забором – главное, чтобы всем в рабочей группе нашлось дело по душе. На подготовку дается всего несколько минут, ведь в детском творчестве самое ценное – это импровизация. Теперь участникам мастер-класса предстоит посмотреть шесть вариантов инсценировки одного и того же отрывка из сказки. Вы думаете, это долго и скучно? Ничуть не бывало! Ведь зрители получают еще и свое «зрительское» задание. Посмотрев выступление своих товарищей, каждая группа обсудит увиденное, вспомнит самый яркий момент и изобразит его «своими телами», сделает как бы фотографию наиболее удачной и запомнившейся сцены.
При этом зрители, находящиеся в зале, постоянно двигаются под руководством ведущих, меняют свое местоположение в зале, на одном и том же стуле никто не сидит больше двух минут – это действует еще один закон социо-игровой педагогики: на занятии необходимо постоянно менять «мизансцену», тогда дети не будут уставать от однообразия.
Посмотрев и «сфотографировав» выступления «команд», снова оказываемся сидящими в круге, теперь нам предстоит обсудить то, в чем только что приняли участие. Не вставая с мест, делимся на тройки. Каждая тройка придумывает каверзный вопрос, пытаясь проверить, насколько внимательны были их сегодняшние товарищи. Первая тройка задает вопрос любой другой, ответившая выбирает следующую и задает свой вопрос ей. Вместе с правом задавать вопрос передается от тройки к тройке какой-либо предмет – например, браслет Александры Петровны. Когда закончился первый круг вопросов, сочиняется вопрос №2, начинающийся словами «Мы не поняли…» – и здесь уже есть возможность обсудить именно те моменты, которые вызвали интерес, но оказались не совсем понятными участникам мастер-класса.  

А наиболее любознательные и заинтересованные задавали свои вопросы лично высокой гостье, но уже во время импровизированного чаепития. Будем надеяться, что прошедшее мероприятие окажется полезным для педагогов и их воспитанников, поможет хотя бы изредка закручивать обучающую ситуацию так, чтобы в возникшей крутёжке, в этой социо-игровой карусели, вдруг возникало бы у всех присутствующих подлинное со-чувствие – и учеников друг к другу, и у воспитателя к своим ученикам. Ведь, как сказал Вячеслав Михайлович Букатов, доктор педагогических наук и один из главных разработчиков социо-игрового стиля обучения, «игровые задания-упражнения – это дрова, которые, сгорая, дают живительное тепло сонным или замученным ученикам, а для учителя могут стать незаменимым подспорьем в создании атмосферы взаимного понимания, договоренности о «правах» на ошибку и «обязанностях» слышать и видеть окружающих».
На нашем мастер-классе эта атмосфера была. Завидуйте!

***

В конце сентября театр «Экополис» вышел на сцену лицея №6 с новой премьерой. На этот раз на суд зрителей была представлена комедия в исполнении «юниорского» состава. Почти год работали ребята над пьесой Мольера «Мнимый больной» – и теперь могут по праву гордиться полученным результатом. Как всегда, «Экополис» играет не столько о взаимоотношениях в

средневековой семье, сколько о собственных взаимоотношениях с этим миром. Сквозь яркие балетные номера, пышные стилизованные костюмы и веселые выходки героев пьесы отчетливо проступает призыв к зрителям: «Радуйтесь жизни, любите своих близких, и тогда вам не страшны происки недоброжелателей!» 

Именно с таким приподнятым настроением, вдоволь насмеявшись, уходили после спектакля зрители.

***

Театр “Экополис” существует в лицее №6 г. Дубны Московской области с 1993 года. Он объединяет в своих рядах детей с 5 по 11 класс. В студии не практикуется специальный отбор детей, коллектив принимает всех ребят, стремящихся к самореализации и самопознанию.
Занятия в театральной студии

  • предоставляют детям возможность реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами;
  • выявляют и поддерживают нестандартность, индивидуальность;
  • воспитывают чувство ответственности за общее дело.
    Кроме того, эти занятия позволяют детям:
  • Раскрыть и развить свои творческие способности
  • сформировать твердую жизненную позицию и веру в себя
  • развивать память, внимание, фантазию, воображение
  • развить чувство ритма, пластическую выразительность движений; смелость публичного выступления
    Студийные занятия помогают также решать и образовательные задачи:
  • обсуждение большого количества драматический произведений расширяет кругозор учащихся,
  • режиссерский и актерский разбор пьес заставляет их задуматься над философскими темами, поднятыми в этих произведениях, проанализировать взаимоотношения персонажей, научиться давать им ясную и исчерпывающую характеристику;
  • уроки актерского мастерства включают в себя как комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие пластической выразительности ребенка, снизить последствия учебной перегрузки, так и упражнения, направленные на улучшение дикции и развитие связной речи.
    Уроки на театральной студии необычные, проводятся они эмоционально и увлекательно, статичные упражнения обязательно чередуются с подвижными; большая часть заданий предлагается в игровой форме.
    Педагоги студии стремятся к тому, чтобы занятия театральным искусством активизировали у детей мышление и познавательный интерес, пробудили фантазию и воображение, научили сочувствию и сопереживанию, помогли глубже понять себя, людей, жизнь, приближая их к знаниям не только через разум, но и через чувства, эмоции. Кроме того, игра, фантазирование- это самый короткий путь эмоционального раскрепощения, снятия зажатости, заторможенности.
    Но главная задача лицейского театра – помогать юному человеку становиться личностью. Ведь театр – это труд, огромный труд, физический и духовный. И если ты не умеешь трудиться, работать над собой, преодолевать усталость и плохое настроение, все свои «не могу» и «не хочу», у тебя ничего не получится. Да, труд души – дело нелегкое, но это труд, который обязательно будет вознагражден.
    Ребята, посещающие занятия театральной студии, выделяются среди других детей: это раскрепощенные, общительные, уверенные в себе люди, умеющие сосредоточить внимание на поставленной задаче, собранные и организованные.

****

Театр “Экополис” существует в лицее №6 г. Дубны Московской области с 1993 года. Он объединяет в своих рядах детей с 5 по 11 класс. В студии не практикуется специальный отбор детей, коллектив принимает всех ребят, стремящихся к самореализации и самопознанию.
Занятия в театральной студии

    • предоставляют детям возможность реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами;
    • выявляют и поддерживают нестандартность, индивидуальность;
    • воспитывают чувство ответственности за общее дело.
      Кроме того, эти занятия позволяют детям:
    • Раскрыть и развить свои творческие способности
    • сформировать твердую жизненную позицию и веру в себя
    • развивать память, внимание, фантазию, воображение
    • развить чувство ритма, пластическую выразительность движений; смелость публичного выступления
      Студийные занятия помогают также решать и образовательные задачи:
    • обсуждение большого количества драматический произведений расширяет кругозор учащихся,
    • режиссерский и актерский разбор пьес заставляет их задуматься над философскими темами, поднятыми в этих произведениях, проанализировать взаимоотношения персонажей, научиться давать им ясную и исчерпывающую характеристику;
    • уроки актерского мастерства включают в себя как комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие пластической выразительности ребенка, снизить последствия учебной перегрузки, так и упражнения, направленные на улучшение дикции и развитие связной речи.
    •  

Уроки на театральной студии необычные, проводятся они эмоционально и увлекательно, статичные упражнения обязательно чередуются с подвижными; большая часть заданий предлагается в игровой форме.
Педагоги студии стремятся к тому, чтобы занятия театральным искусством активизировали у детей мышление и познавательный интерес, пробудили фантазию и воображение, научили сочувствию и сопереживанию, помогли глубже понять себя, людей, жизнь, приближая их к знаниям не только через разум, но и через чувства, эмоции. Кроме того, игра, фантазирование- это самый короткий путь эмоционального раскрепощения, снятия зажатости, заторможенности.
Но главная задача лицейского театра – помогать юному человеку становиться личностью. Ведь театр – это труд, огромный труд, физический и духовный. И если ты не умеешь трудиться, работать над собой, преодолевать усталость и плохое настроение, все свои «не могу» и «не хочу», у тебя ничего не получится. Да, труд души – дело нелегкое, но это труд, который обязательно будет вознагражден.
Ребята, посещающие занятия театральной студии, выделяются среди других детей: это раскрепощенные, общительные, уверенные в себе люди, умеющие сосредоточить внимание на поставленной задаче, собранные и организованные.

За годы существования театра были поставлены и сыграны следующие спектакли:

          1993 г.

  • Д. Хармс «Шибейя»
    1994 г.
  • А.Аверченко «Выставка»
    1995 г.
  • М. Рощин «Эшелон»
    1996 г.
  • Л. Филатов «Сказка о Федоте –стрельце»
  • В. Соллогуб «Беда от нежного сердца»
    1997 г.
  • Н. Эрдман «Мандат»
  • Н. Некрасов «Актер»
  • В. Шекспир «Укрощение строптивой» (отрывок)
    1998 г.
  • Ж-Б. Мольер «Плутни Скапена»
  • Д. Хармс «Шибейя!» (пятилетие театра)
  • А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
    1999 г.
  • И. Крылов «Урок дочкам»
  • мюзикл «Куда пропала Селиванова?» (конкурс «Учитель года»)
    2000 г.
  • Е. Шварц «Голый король»
    2002 г.
  • О. Уайльд «Как важно быть серьезным»
    2003 г.
  • Е. Шварц «Тень»,
  • Ж.Б. Мольер «Мещанин во дворянстве» (отрывок)
  • Д. Хармс «Шибейя!» (десятилетие театра)
    2004г.
  • А.П. Чехов «RARA AVIS» (по ранним рассказам)
    2005г.
  • Д. Салимзянов «Принц» (по сказке Милна «Принц-кролик»)
  • Нина Садур «Ехай!»
    2006г.
  • Ксения Драгунская «Все мальчишки – дураки!»
    2007г.
  • Вл. Соболев «Опасные каникулы в Макси-тауне»
  • Ю. Витковская «ICQ – Аська – Я ищу тебя»
    2008г.
  • Н. Шувалов «Чудо-репка»
  • мВ.Панфилов «Хитрюндий Великолепный»
  • Л. Разумовская «Дорогая Елена Сергеевна»Наши награды:
    1997 г.
    Театр стал лауреатом городского фестиваля драматических искусств
    1998г.
    Дважды лауреат городского фестиваля “Юные таланты”
    2004г.
  • Лауреат III Московского областного фестиваля-лагеря детских и юношеских коллективов «Театральное кольцо Подмосковья»,
  • Диплом за конкурс актерского мастерства на III Московском областном фестивале Детских и юношеских коллективов «Театральное кольцо Подмосковья» – Дмитрий Чмырь,
  • Диплом за конкурс актерского мастерства на III Московском областном фестивале Детских и юношеских коллективов «Театральное кольцо Подмосковья» – Виктория Осипенко,
  • Диплом за роль в спектакле «Шибейя!» на III Московском областном фестивале Детских и юношеских коллективов «Театральное кольцо Подмосковья» – Дмитрий Чмырь,
  • Диплом за роль в спектакле «Шибейя!» на III Московском областном фестивале Детских и юношеских коллективов «Театральное кольцо Подмосковья» – Виктория Осипенко,
  • Дипломант Девятого международного театрального фестиваля «Русская классика. Лобня – 2004» (диплом «За оригинальную композицию по рассказам А.П. Чехова в спектакле «RARA AVIS»).
    2005г.
  • Лауреат на Московском областном фестивале-лагере любительских театральных коллективов «Театральное кольцо Подмосковья» (спектакль «Принц»),
  • Победитель творческого конкурса «Фрагмент (спектакля, представления), посвященный Великой Отечественной войне» на Московском областном фестивале-лагере любительских театральных коллективов «Театральное кольцо Подмосковья»,
  • Диплом за лучшую мужскую роль на Московском областном фестивале-лагере любительских театральных коллективов «Театральное кольцо Подмосковья» (спектакль «Принц») – Михаил Волков,
  • Диплом за конкурс актерского мастерства на Московском областном фестивале-лагере любительских театральных коллективов «Театральное кольцо Подмосковья» – Мария Лихачева,
  • Диплом фестиваля детских, юношеских и молодежных театральных коллективов «Веснушки – 2005» «За создание радостного и доброго спектакля «Принц» по пьесе молодого российского драматурга,
  • Диплом за роль в спектакле «Принц» на Фестивале детских, юношеских и молодежных театральных коллективов «Веснушки – 2005» – Михаил Волков.
  • Благодарственное письмо: молодежный центр «Галактика» выражает благодарность коллективу театра «Экополис» за активное участие в праздновании Международного Дня театра, за творческий подход и актерское мастерство в постановке комедии «Ехай» по пьесе Нины Садур, имевшей большой успех у театральной молодежи города Москвы.
    2006г.
  • Диплом за исполнение роли Мужика в спектакле «Ехай!» на открытом традиционном театральном фестивале «Веснушки – 2006» – Илья Хохлов;
  • Диплом за исполнение роли Машиниста электропоезда в спектакле «Ехай!» на открытом традиционном театральном фестивале «Веснушки – 2006» – Сергей Колигаев;
  • Диплом за исполнение роли Царя в спектакле «Все мальчишки – дураки!» на открытом традиционном театральном фестивале «Веснушки – 2006» – Павел Боровков;
  • Диплом за победу в номинации «Молодежный драматический театр» в открытом традиционном театральном фестивале «Веснушки – 2006» – спектакль «Ехай!» по пьесе Нины Садур;
  • Диплом за победу в номинации «Современная пьеса» в открытом традиционном театральном фестивале «Веснушки – 2006» – спектакль «Все мальчишки – дураки!» по пьесе К.Драгунской;
  • Диплом за лучшую режиссуру (спектакль «Ехай!» по пьесе Нины Садур, спектакль «Все мальчишки – дураки!» по пьесе К.Драгунской) – Ладе Селивановой;
  • Лауреат на Пятом Московском областном фестивале-конкурсе молодежного любительского театрального творчества «Вера. Надежда. Любовь» (спектакль «Все мальчишки – дураки!» по пьесе К.Драгунской);
  • Диплом за победу в конкурсе актерского мастерства на Пятом Московском областном фестивале-конкурсе молодежного любительского театрального творчества «Вера. Надежда. Любовь» – Боровков Павел;
  • Специальный приз за лучшую режиссуру и лучшие актерские работы во внеконкурсном показе на Пятом Московском областном фестивале-конкурсе молодежного любительского театрального творчества «Вера. Надежда. Любовь» – за спектакль «Ехай!» по пьесе Нины Садур.
  • Диплом II степени за спектакль «Все мальчишки – дураки!» на Х юбилейном московском областном открытом молодежном фестивале-конкурсе любительских театральных коллективов «Театральная завалинка – 2006»
  • Диплом «За лучшие костюмы» к спектаклю «Все мальчишки – дураки!» на Х юбилейном московском областном открытом молодежном фестивале-конкурсе любительских театральных коллективов «Театральная завалинка – 2006»
    2007г.
  • Диплом ЛАУРЕАТА за спектакль «ICQ – я тебя ищу» в номинации «Драматический спектакль» на XIV всероссийском фестивале театрального творчества «Веснушки – 2007»
  • Диплом в номинации «Ансамбль» за спектакль «ICQ – я тебя ищу» на XIV всероссийском фестивале театрального творчества «Веснушки – 2007»
  • Диплом «За лучшую сценографию» к спектаклю «ICQ – я тебя ищу» на XIV всероссийском фестивале театрального творчества «Веснушки – 2007»
  • Диплом за исполнение роли Найта в спектакле «ICQ – я тебя ищу» на XIV всероссийском фестивале театрального творчества «Веснушки – 2007» – Дмитриеву Александру
  • Диплом VI Московского областного фестиваля-конкурса молодежного любительского театрального творчества «Театральное кольцо Подмосковья» – награждается театр-студия «Экополис» за участие в фестивале
  • Диплом ЛАУРЕАТА 2 СТЕПЕНИ VI Московского областного фестиваля-конкурса молодежного любительского театрального творчества «Театральное кольцо Подмосковья» – за спектакль «ICQ – я тебя ищу»
  • Диплом VI Московского областного фестиваля-конкурса молодежного любительского театрального творчества «Театральное кольцо Подмосковья» – ЗА 1 МЕСТО в конкурсе «Стань звездой»
  • Диплом ЛАУРЕАТА III Всероссийского фестиваля художественного творчества учащихся «Я вхожу в мир искусств»; Всероссийский конкурс литературного творчества учащихся «Самое главное» – за сценарий «Что рассказал прадед» (о Великой Отечественной войне);
  • Диплом II степени XI Московского областного открытого молодежного фестиваля-конкурса любительских театральных коллективов «Театральная завалинка 2007» – за спектакль «ICQ – Я ищу тебя»;
  • Диплом XI Московского областного открытого молодежного фестиваля-конкурса любительских театральных коллективов «Театральная завалинка 2007» – за ЛУЧШУЮ СЦЕНОГРАФИЮ – спектакль «ICQ – Я ищу тебя»2008г.
  • Диплом участника региональной творческой лаборатории «Пока горит свеча»
  • Диплом XV Всероссийского фестиваля театрального творчества «Веснушки-2008» – за спектакль «Хитрюндий Великолепный»
  • Диплом Лауреата XV Всероссийского фестиваля театрального творчества «Веснушки-2008» – за спектакль «Чудо-репка»
  • Диплом XV Всероссийского фестиваля театрального творчества «Веснушки-2008» – за исполнение роли Деда в спектакле «Чудо-репка» – Иванов Илья
  • Диплом Лауреата 2 степени VII Московского областного фестиваля-конкурса молодежного любительского театрального творчества «Театральное кольцо Подмосковья» – за спектакль «Чудо-репка»Действующие лица и исполнители театра “Экополис”С помощью юных артистов и благодаря их поддержке в лицее проводятся всевозможные праздники и вечера, где мне приходится выступать в роли режиссера и сценариста. Некоторые мероприятия стали в лицее традиционными, например:
    посвящение в лицеисты – красивый и торжественный ритуал, знакомящий новых ребят с духом лицея;
  • «капустники» и КВНы, с юмором рассказывающие о проблемах в учебе и взаимоотношениях ребят;
  • Новый год, который традиционно готовят старшие для младших;
  • детские научные конференции, на которых интеллектуалы всех возрастов читают собственные научные работы, охватывающие внепрограммный материал по разным предметам;
  • выпускной бал, который последние годы лицей устраивает на большой сцене городского Дома культуры.
    Некоторым детям увлечение художественным творчеством поможет в выборе профессии.
    Так, например, Мария Утробина, моя выпускница, заканчивает учиться в школе-студии МХАТ; она театральный художник. Уже сейчас Мария работает одним из ассистентов Шейнциса в «Ленкоме», с курсом Женовача и вновь образованной Студией Театрального Искусства, оформила спектакли в Новом драматическом театре, Учебном театре Гиттиса, Учебном театре Школы-студии МХАТ. Оформленный Марией спектакль «Мальчики» участвовал в фестивалях «Золотая маска», «Сибирский транзит», в Международном фестивале им. А.П. Чехова, в фестивалях в Польше и Корее.
    Другая моя выпускница, Юлия Приходько, уже работает продюсером в ведущей рекламной фирме «Базелевс» (снявшей «Ночной дозор»), выполняя периодически и функции помощника режиссера.
    Михаил Приходько и Дмитрий Чмырь с удовольствием и очень успешно играют в сборных командах КВН своих институтов (один из них учится в РГГУ, другой – в МГПУ).
    Елена Троян учится на Подготовительном отделении Школы-студии МХТ и мечтает стать актрисой.
    Андрей Фиронов учится в театральном училище имени Щукина при Московском театре им. Вахтангова и актером скоро станет, а сейчас с удовольствием приходит в школу на студийные занятия, но уже в качестве педагога-консультанта.
    Однако я не расстраиваюсь, когда мои ученики не выбирают театр своей будущей профессией. Я знаю, что в любом случае занятия в театральной студии не проходят бесследно. Ребята, посещающие занятия театральной студии, выделяются среди других детей: это раскрепощенные, общительные, уверенные в себе люди, умеющие сосредоточить внимание на поставленной задаче, собранные и организованные. Возьмем в качестве примера развитие такого важного качества, как смелость публичного выступления. В школе на уроках мы часто видим «зажатых», неконтактных ребят, плохо формулирующих свои мысли и вопросы, затрудняющихся связно изложить выученный материал. И это часто происходит не от недостатка способностей, а от страха и волнения. Снять такое напряжение можно только путем многократного погружения в подобную обстановку – тогда она станет привычной. Так, привычные к «подмосткам» студийцы великолепно выступают с докладами на научно-практических конференциях, спокойно и уверенно отвечают на устных экзаменах.