Инновационная образовательная деятельность

Инновационная деятельность педагогического коллектива лицея в 2016-2017 учебном году   .pdf

Инновационная деятельность педагогического коллектива лицея в 2017-2018 учебном году   .pdf

КАРТА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ № 1: ФГОС – новое качество образования   .pdf

КАРТА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ № 2: Работа с одаренными детьми через формирование исследовательского опыта и проектной деятельности. Внедрение индивидуальной образовательной траектории для одаренных детей   .pdf

КАРТА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ № 3: Современный учитель – учитель XXI века. Учительская мастерская   .pdf

КАРТА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ № 4: Модель мотивирующей образовательной среды для одаренных детей на основе взаимодействия обучающихся, родителей и педагогов лицея   .pdf

КАРТА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ № 5: Психолого-педагогическое сопровождение талантливых, мотивированных к учебе детей в условиях реализации ФГОС ООО   .pdf

Сборник материалов региональной педагогической конференции 2017 г. Психолого-педагогическое сопровождение талантливых, мотивированных к учебе детей в условиях реализации ФГОС. Дубна, 2017-68 стр  .pdf

Выступление на региональной педагогической конференции “Психолого-педагогическое сопровождение талантливых, мотивированных к учёбе детей в условиях реализации ФГОС” директора лицея Н.Г. Кренделевой   .pdf

Инновационный образовательный проект в рамках конкурса муниципальных общеобразовательных организаций в Московской области, направленных на разработку и внедрение моделей мотивирующей образовательной среды для одаренных детей и подростков “Модель мотивирующей образовательной среды для одаренных детей на основе взаимодействия обучающихся, родителей и педагогов лицея” .pdf

Материалы Регионального семинара. «Формирование социальных компетенций обучающихся через развитие органов самоуправления в лицее».  Регламент .pdf   Выступление Директора лицея Н.Г. Кренделевой  .pdf  Презентация к выступлению  .pdf

 

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЦЕЯ

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Дубны Московской области, лицей № 6 имени академика Г.Н. Флёрова – это успешная образовательная организация со сбалансированной основной образовательной программой, по которой высокопрофессиональные учителя учат детей анализировать и размышлять, самостоятельно добывать знания, уметь себя организовать, планировать, помогают детям раскрыть свои способности и определиться с выбором жизненного пути.

Значительным этапом развития оптимальной образовательной среды, который заложил необходимые основы для качественных изменений в обучении и воспитании, совершенствовании материально-технической базы лицея, внедрения новых образовательных технологий, увеличения объема предоставляемых услуг, явилась реализация программы развития лицея н1а 2010–2015 годы: «Лицей № 6 – территория 5С:        содружества, сотрудничества, сопереживания, сотворчества, соучастия». Одной из ключевых задач данной программы было  обеспечение доступного качественного общего образования для детей независимо от места жительства. Данная целевая установка актуализирована как в нормативно-правовых, так и методических документах.  В основе требования обеспечения равного доступа к качественным образовательным услугам лежит понимание взаимосвязи между образовательным уровнем населения, с одной стороны, и темпами социально-экономического и социально-политического развития государства, с другой.

Лицей № 6 видит свою миссию в следующем: Создание образовательной среды, формирующей интеллектуально развитую личность учащихся, ориентированную на высшие духовные ценности, и личность педагога, ориентированную на непрерывное профессиональное, творческое и личностное развитие и саморазвитие, обеспечивающей высокие стандарты качества образования, а также способствующей возрождению, укреплению духовности в российском обществе.

Базовые ценности лицея № 6:

  • Академическое и фундаментальное образование.
  • Атмосфера свободы творчества, способствующая развитию творческого потенциала учащихся и учителей, поиску уникальных идей развития лицея.
  • Лицей создает свои собственные уникальные ценности, гордится ими, сохраняет их и готов  согласовывать их со всеми желающими, открыт партнерским связям.
  • Психологически комфортная среда, расковывающая творческие силы всех субъектов педагогического процесса. 
  • Высокий уровень самоорганизации детского коллектива и коллектива учителей.
  • Педагогический коллектив ощущает себя как коллектив единомышленников, уважающих при этом самобытность друг друга.

            Исходя из такого видения своей миссии и пропаганды образовательных ценностей, возникает необходимость: создания  в лицее единого воспитательного, комфортного, психологически безопасного пространства, выполняющего образовательные функции; создания таких условий для образования, которые направлены на раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Задача учителя в этих условиях – помочь обучающимся найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими, инициативными, ответственными и уверенными в себе людьми. Решение этих задач под силу нашему лицею, соответствующему целям опережающего развития.

Одной из наиболее важных проблем развития современного образования в России является проблема перехода школы на новый уровень ответственности перед государством и обществом, где важную роль играют экономические интересы страны. В связи с этим модель выпускника рассматривается как личность, которая   стремиться  к самовыражению в экономической деятельности страны. Обществу нужен новый тип характера – предприимчивый, инициативный, готовый к риску и всему новому. В современном образовательном пространстве важен вопрос повышения качества и доступности образовательного процесса для формирования граждан, способных действовать в постоянно изменяющейся экономической среде, ориентирующихся в информационном пространстве.

За истекший период произошли существенные изменения в системе образования Российской Федерации:

  • Принят закон ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Введены Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования (далее – ФГОС НОО);
  • Вводятся Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования (далее – ФГОС ООО);
  • Прошли общественное обсуждение, и будут вводиться Федеральные государственные образовательные стандарты среднего общего образования (далее – ФГОС СОО);
  • Расширился спектр индивидуальных образовательных возможностей для учащихся на основе развития профильного обучения;
  • Значительно расширился пакет электронных образовательных ресурсов, охватывающих все разделы основных образовательных программ;
  • В стратегии развития системы образования Московской области определены основные задачи модернизации школ области.

Мониторинг эффективности развития лицея демонстрирует правильность выбранных для развития направлений.  По результатам муниципальной системы оценки качества образования лицей № 6 – первый в рейтинге среди школ города Дубны. По результатам региональной оценки качества образования лицей № 6 занимает 21 место в рейтинге школ Московской области.

Однако продолжает оставаться актуальным совершенствование качества образования, развитие его доступности и эффективности, обладание выпускниками лицея ключевыми знаниями, умениями и компетенциями, необходимыми для продолжения самообразования и обеспечения конкурентоспособности на рынке труда. Сохраняется разрыв между содержанием образования и используемыми педагогическими  технологиями. Остается актуальным внедрение независимой системы оценки качества образования, обеспечивающей объективность и прозрачность оценки учебных и внеучебных достижений обучающихся. В условиях динамичного социально-экономического развития наукограда Дубна достигнутые высокие результаты лицеистов  не всегда удовлетворяют потребностям личности, общества, рынка труда и социальных заказчиков; недостаточным является влияние образования на гражданское становление молодежи, формирование ее ценностных ориентаций, мотивацию к здоровому образу жизни. Следует активизировать деятельность по поиску новых эффективных механизмов выявления и поддержки одаренных и талантливых детей.

Ввиду перечисленных проблем и безотлагательность создания условий для их решения ставят систему образования лицея перед необходимостью расширения спектра сотрудничества и  сотворчества между всеми участниками образовательного процесса.

Разрабатывая программу развития лицея на 2016-2020 годы, лицей исходил из идеи обеспечения стабильно высокого уровня образования, сохранения фундаментальности образования, развития практической направленности образовательных программ; создания условий для воспитания и обучения в соответствии с интересами и намерениями обучающихся и их родителей в отношении продолжения образования.

В основу программы «Развитие лицея № 6 на 2016-2020 годы» были заложены следующие концептуальные принципы развития:

  • Принцип эффективности – в профессионализме работающих в лицее педагогов.
  • Принцип результативности – в целенаправленном воспитании культуры, здоровья и безопасной жизнедеятельности обучающихся, их потребности, способности и умении заботиться о собственном здоровье и здоровье окружающих.
  • Принцип соответствия создаваемого задуманному состоит в отслеживании полученных результатов.
  • Принцип надежности получаемых результатов – в широком привлечении к решению задач не только обучающихся и педагогов лицея, но и социальных партнеров, представителей общественности, а также обсуждение получаемых результатов на конференциях, совещаниях, в публикациях материалов в печати.
  • Принцип перспективности преобразований, проводимых в лицее, состоит в наличии грамотной программы действий, по которой лицей начинает работу.
  • Принцип заинтересованности участников в проводимой работе, без которой невозможно реализовать долгосрочные проекты, заключается в материальном стимулировании.
  • Принцип успешности состоит в стремлении и готовности дарить радость себе и другим, находить поводы для радости, как бы ни было трудно.

Реализация декларируемых принципов требует от педагогического коллектива новых подходов развития образовательной среды, включая обязательный расчет рисков.

Для решения выявленных проблем образования лицей выбрал стратегическую цель своего дальнейшего развития – обеспечение непрерывного развития образовательной системы лицея в инновационном режиме с целью достижения стабильно высокого уровня образования, обновления структуры и содержания образования; сохранения фундаментальности и развития практической направленности образовательных программ, которые отвечают потребностям личности и государства и позволяют более полно учитывать интересы, склонности и способности обучающихся, создавать условия для воспитания и обучения в соответствии с интересами и намерениями обучающихся и их родителей (законных представителей) в отношении продолжения образования.

Для достижения поставленной цели следует решить следующие задачи:

  1. Создать информационно-методическое пространство, способствующее совершенствованию профессионального мастерства педагогов в условиях работы ФГОС.
  2. Развивать единую информационно-образовательную среду как необходимое условие построения образовательной модели. Повысить  уровень материально-технической базы и развивать инфраструктуру лицейского образования.
  3. Создавать условия эффективного гражданско-патриотического воспитания учащихся.
  4. Сформировать открытую и доступную систему дополнительного образования для развития детских способностей.
  5. Расширить формы и методы информационного взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса.
  6. Создать условия для сохранения психического здоровья обучающихся через повышение адаптивных возможностей личности в ходе специально организованной деятельности.

Достижению поставленной цели и выполнению задач способствует реализация проектов.

  1. Проект: Федеральные Государственные Образовательные Стандарты – новое качество образования.

Цель проекта: повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства.

В лицее введены и находятся в режиме функционирования ФГОС начального общего образования и ежегодного последовательного введения ФГОС основного общего образования. В настоящее время лицей реализует стандарт в 5-8 классах и осуществляет создание условий для введения стандарта в 9 классах.

При разработке проекта поставлены задачи, составлен план-график мероприятий. При реализации проекта предусмотрены ежегодные коррективы и подведение итогов.

  • Корректировка нормативной базы по реализации ФГОС: внесение изменений в Основную образовательную программу, составление рабочих программ по предметам согласно требованиям ФГОС. В лицее ежегодно проводится постоянно действующий семинар: «Нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса», на котором педагоги своевременно знакомятся с изменениями в нормативно-правовых документах федерального и регионального уровня, что способствует созданию единого информационно-методического пространства, способствующего совершенствованию профессионального мастерства педагогов в условиях работы ФГОС.
  • Большое внимание в лицее уделяется курсовой переподготовке учителей–предметников. Педагоги лицея проходят курсовую переподготовку ежегодно согласно перспективному плану. Ежегодно устанавливается динамика курсовой подготовки педагогических работников. В настоящее время 100% учителей начального общего образования и 90% учителей основного общего образования прошли курсовую переподготовку по ФГОС.
  • Педагогический коллектив лицея уделяет большое внимание повышению квалификации внутри лицея, поэтому ежегодно проводятся: единые методические дни, семинары, круглые столы, конференции и т.д. За время реализации проекта с 01.09.2016 по 01.01.2018 на заседаниях учебно-методических кафедр были рассмотрены следующие вопросы:
  • Кафедра естественно-математических дисциплин: «Изучение перечня профессиональных компетенций учителя» – (круглый стол, март 2017);
  • Кафедра гуманитарных дисциплин: «Профессиональные компетенции учителя гуманитарных дисциплин в процессе реализации ФГОС (5-7 классы)» – (методический семинар, январь 2017);
  • Кафедра учителей начальных классов: «Повышение профессиональных компетенций учителей начальных классов как основное условие повышения качества образования» – (семинар, февраль 2017);
  • Заседание педагогического совета: «Внеурочная деятельность в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов начального и основного общего образования» (ноябрь 2016 года).
  • Кроме этого, педагогический коллектив лицея, являясь пилотной площадкой АП АСОУ, 14.01.2017. подготовил и провел региональную педагогическую исследовательскую конференцию по теме своего проекта: «Психолого-педагогическое сопровождение талантливых и мотивированных к учёбе детей в условиях реализации ФГОС ООО». На конференции присутствовали представители АСОУ (Москва), педагоги школ Дубны, Талдома, Кимр, Запрудни, Лобни и других населённых пунктов Московской и Тверской областей. Материалы конференции выпущены отдельным сборником. Конференция получила высокую оценку.
  • Лицей работает в режиме функционирования ЛСОКО (лицейская система оценки качества образования), в основе которой лежат мониторинговые исследования образовательного процесса, в т.ч. и введения ФГОС. В рамках мониторинга отслеживается:
Критерии Показатели эффективности Объект мониторинга Диагностические  средства и методы оценки
Структура основной образовательной программы 1.Количество часов, отведенных на внеурочную деятельность
2.Среднее количество часов внеурочных занятий, отведенных на одного ученика
ООП

(2 раза в год)

Анализ документации
Условия обеспечения реализации ФГОС 1.Уровень методического обеспечения введения ФГОС

2.Нормативно-правовое обеспечение введения ФГОС

3.Уровень материально-технического обеспечения введения ФГОС

4.Уровень информационного обеспечения введения ФГОС
5.Финансово-экономическое обеспечение введения ФГОС

 ((2 раза в год) Организационная структура лицея, материально-техническая база, программно-методические материалы Анализ документации, опрос учителей и руководителей, анкетирование учащихся
Уровень методической культуры педагога 1.Уровень владения учебным материалом

2.Уровень владения методами и технологиями обучения

3.Использование информационных технологий

4.Уровень владения методами диагностики и контроля

5.Повышение квалификации

(2 раза в год)

Профессиональная деятельность учителей начальных классов,  учителя-предметника

Посещение уроков, аналитические справки, экспертные оценки, аттестация, открытые уроки
Результативность педагогического процесса 1.Достижение предметных и метапредметных результатов. 2.Вклад в личностное развитие

3.Уровень развития ценностно-смысловых установок. Уровень готовности и способности учащихся к саморазвитию.

4.Степень сформированности мотивации к обучению, познанию, выбору индивидуальной образовательной траектории

5.Уровень сформированности основ гражданской идентичности

(1-2 раза в год)

Динамика личностного развития лицеистов

 

Психологические и социологические исследования, тестирование, анкетирование

            Выводы: Реализация проекта «Федеральные государственные образовательные стандарты – новое качество образования» происходит строго по плану. Достигнуты следующие планируемые результаты:

  • Нормативная база лицея соответствует требованиям ФГОС (пакет документов);
  • Организационное и методическое обеспечение соответствует требованиям введения ФГОС;
  • Информационное обеспечение соответствует требованиям введения ФГОС;
  • Материально-техническое обеспечение не вполне соответствует требованиям введения ФГОС (по этому вопросу лицей работает);
  • Кадровые ресурсы соответствуют требованиям введения ФГОС;
  • Педагогический коллектив проводит опытно-экспериментальную работу по ФГОС, однако существенным недостатком является отсутствие публикаций педагогов, опубликованного опыта работы по введению и функционированию ФГОС НОО.
  1. Проект «Работа с одаренными детьми через формирование исследовательского опыта и проектной деятельности. Внедрение индивидуальной образовательной траектории для одаренных детей»

            Цель проекта – развитие системы выявления, поддержки и сопровождения талантливых детей; повышение мотивации педагогов и обучающихся на участие в исследовательской и проектной деятельности.

            В условиях реализации ФГОС открываются новые возможности для развития личности школьника вообще и личности одаренной в частности. С целью реализации системно-деятельностного подхода в обучении необходимо осуществить переход «от человека знающего – к человеку умеющему». Это предполагает построение такого образовательного пространства, в котором каждый ученик сможет самореализоваться, самоопределиться, найти себя в деле, почувствовать и прожить «ситуацию успеха» в решении учебных проблем и проблемных ситуаций. Для этого необходимо активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, и таким образом передать обучающемуся инициативу в организации своей познавательной деятельности.

            Реализация этого проекта (как, собственно говоря, и последующих) тесно связана с первым проектом, «задающим тон» развитию лицея.

            Можно констатировать, что этот проект реализуется в лицее очень хорошо, о чем свидетельствуют следующие результаты и приложения:

  • лицей – пилотная площадка регионального уровня по реализации инновационных проектов ;
  • лицей имеет высокий уровень участия и призовых мест во всероссийской олимпиаде школьников на разных этапах;
  • лицей имеет высокий уровень участия и призовых мест в других олимпиадах различного уровня;
  • в лицее развивается исследовательская и проектная деятельность учащихся. Ребята представляют свои работы на научно-практических конференциях различного уровня;
  • высокий уровень участия лицеистов в конкурсах и спортивных соревнованиях различного уровня;
  • лицей занимал 8 место по итогам 2015-2016 учебного года среди школ Московской области, а по итогам 2016-2017 учебного года – 21 место.

            Несмотря на большое внимание, уделяемое талантливым детям в лицее, педагогический коллектив озабочен повышением уровня тревожности у олимпиадников, нарастанием усталости и др., поэтому вторая часть проекта: Внедрение индивидуальной образовательной траектории для одаренных детей является очень актуальной для лицея, но пока педагогический коллектив находится на стадии обсуждения  и изучения нормативно-правовой базы, и  к разработке еще не приступил.

            В целом проект реализуется на хорошем уровне и корректировки не требует.

  • Проект «Современный учитель – учитель XXI века. Учительская мастерская»

            Цель проекта – создание условий для разработки и реализации кадровой политики лицея, ориентированной на развитие кадрового потенциала, обеспечения лицея педагогическими и руководящими кадрами, способными и готовыми решать задачи развития лицея, реализовывать государственную образовательную политику и удовлетворять запросы потребителей образовательных услуг.

            Задачи:

  1. Внедрить модель учителя лицея в соответствии с профессиональным стандартом;
  2. Разработать критериальный аппарат всесторонней объективной оценки эффективности работы педагогов лицея;
  3. Установить соответствие высокой методической компетентности учителя лицея и качества результатов;
  4. Совершенствовать систему непрерывного повышения профессионализма педагогических кадров лицея;
  5. Совершенствовать систему моральных и материальных стимулов поддержки педагогов.

            Профессиональный стандарт педагога лицея разработан, он отвечает всем  требованиям, которые сегодня предъявляет общество к профессии учителя. Причины необходимости наполнения стандарта педагога новыми компетенциями: работа с одарёнными детьми; работа в условиях реализации программ инклюзивного образования; преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным; работа с детьми, имеющими проблемы в развитии; работа с девиантными, зависимыми, социально-запущенными и социально-уязвимыми учащимися, имеющими серьёзные отклонения в поведении. Ключевым личностным качеством педагога лицея является: «готовность учить всех детей без исключения» (из обсуждения модели учителя лицея на заседаниях кафедр и педагогического совета).

            При разработке проекта лицей отмечал как позитивные, так и негативные факторы, влияющие на образовательный процесс

Позитивные внутренние факторы Причины Негативные внутренние факторы: Причины
Сильный творческий кадровый потенциал НП«Образование»;

Конкурс «Лучший учитель-предметник»

реализация проектов по привлечению молодых специалистов;

курсовая подготовка;

сотрудничество с АСОУ.

недостаточное соответствие профессионального уровня педагогических работников лицея профессиональному стандарту старение кадров;

 

 

неготовность к практической деятельности выпускников вузов – молодых специалистов (внешний фактор)

Педагогический коллектив обладает базовыми личностными ценностями: коммуникативный (общительный, позитивное отношение к другим), волевой (стремится к достижению цели), интеллектуальный (работает с информацией, принимает участие в выработке решений) доброжелательный психологический микроклимат в коллективе Однако не все педагоги стремятся к развитию, самосовершенствованию, не обладают уверенностью несовершенная  система мотивации в лицее

 

недостаточность психолого-педагогического сопровождения

Стремление к инновациям,

активно внедряют в образовательный процесс инновационные технологии, в том числе ИКТ – технологии

престиж лицея в социуме

 

педагогический и социальный оптимизм учителей

 

система инновационной работы

недостаточный уровень владения части педагогов лицея современными технологиями обучения, развития, социализации и воспитания, исследовательской деятельности; Нужна система психолого-педагогической поддержки
Учителя активно участвуют в повышении квалификации правильная организация методической работы

 

система непрерывного образования и самообразования

Пассивная позиция части учителей в вопросах самообразования и развития лицея недостаточность психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса
Многолетняя работа с одаренными детьми Грант Губернатора Московской области

 

Система работы с одаренными детьми

Низкая мотивация части педагогических работников оказывать внимание талантливым детям Несовершенная  система мотивации в лицее

             Для устранения выявленных противоречий необходимо

  1. создать комфортные условия труда для привлечения молодых специалистов с целью развития кадрового потенциала лицея как носителя знаний, культуры, традиций;
  2. систематизировать профессиональную переподготовку педагогов внутри лицея;
  3. совершенствовать систему научно-методической работы с целью вовлечения педагогов, владеющих профессиональным мастерством в работу инновационных площадок и творческих групп;
  4. развивать корпоративную культуру, экономические стимулы и социальные гарантии с целью создания условий для наиболее полной самореализации работников, постоянного пополнения их знаний и профессионального роста;
  5. совершенствовать систему психолого-педагогической поддержки учителей.
  6. Проект «Развитие воспитательной системы лицея с целью успешной социализации личности в современных условиях»

            В условиях обновления Российского образования важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Такие навыки должны формироваться с детства. Нужно отметить, что для воспитания подрастающего поколения нужна здоровая воспитательная система. Такая воспитательная система была сформирована в лицее и давала хорошие результаты до недавнего времени, сейчас она начала давать сбои, связанные с усталостью в коллективе, остановкой в совершенствовании деятельности, дефицитом новизны, творчества и т.п.  Выявив проблемы, мы пришли к выводу, что не будем менять систему воспитания в лицее, но усложним цели и задачи, проведем смену ведущей деятельности, ее содержания и методов с учетом социальной ситуации при сохранении теоретической концепции лицея. Обновление воспитательной системы будет идти на основе инноваций, развития творчества, изменения организации управления в направлении развития демократизации и гуманизации.

            Формируя единый воспитательный коллектив, определяем ведущую идею: Лицей – это дом, в котором каждый открывает свои способности, таланты, обретает друзей. Это мастерская культуры, умственной, коммуникативной, эмоциональной и этической деятельности. Это образовательная организация, готовящая обучающихся к жизни в вузе, на работе, в семье, в обществе. Исходя из этого выделили 3 подпроекта: Школьный парламент – сделай правильный выбор; Патриоты Дубны и Здоровье.

            На 01.01.2018 года получены определенные результаты:

  1. Вовлечение более 80 % учащихся в лицейские мероприятия.
  2. Лицей предоставляет учащимся более широкий спектр выбора для участия в мероприятиях творческой, спортивной, интеллектуальной направленности.
  3. Активирована работа Школьного парламента: проводятся систематические акции, направленные на формирование социальной компетенции учащихся (День Российской символики, Я — лицеист, Здоровье – моё богатство), флеш-мобы (День здоровья, Споем Гимн Российской Федерации)
  4. Активирована роль учащихся 4-6 классов в самоуправлении лицеем (ШП).
  5. Сформирована и работает кафедра воспитания, психологии и социологии с целью активировать деятельность классных руководителей, оказания психологической поддержки и сопровождения.
  6. 12.2017. лицей провел региональный семинар по теме: Формирование социальных компетенций обучающихся через развитие органов самоуправления в лицее. На семинаре лицей представил свой опыт по данному вопросу. На секциях семинара была показана работа органов самоуправления: заседание Школьного Парламента — органа ученического самоуправления; Совета по развитию лицея — органа государственно-общественного управления, заседание кафедры воспитания, социологии и психологии — органа самоуправления педагогов лицея. Организация семинара получила высокую оценку присутствующих

            Повышение уровня самооценки, проявление инициативы – это тот результат, к которому мы стремимся.

            Однако всё же пока не удается избежать и некоторых недостатков:

  • Не все классы принимают участие в общих лицейских делах, что говорит о их невысоком уровне инициативности;
  • Не во всех классах работает система самоуправления;
  • Имеются случаи нарушений дисциплины, правил поведения учащихся со стороны ряда учеников, что говорит о недостаточном уровне их воспитанности и сознательности;
  • Слабо работает система мониторинга воспитательной работы в каждом из классов и в лицее в целом.
  1. Проект «Лицей – комфортная образовательная среда. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся»

            Цель проекта: создание системы психологической безопасности в лицее, формирование комфортной образовательной среды.

            Задачи:

  1. Эффективное внедрение психогигиены в лицейскую действительность через обучающие программы.
  2. Выработка и развитие навыков психологической защиты учителей и учащихся (обучение умению противостоять различным стрессовым факторам).
  3. Разработать единую обучающую программу для повышения уровня психологической грамотности учителей, учащихся, родителей.
  4. Создание системы мероприятий, направленных на сохранение и укрепление психологического здоровья учащихся и учителей (психогигиена педагогической деятельности).
  5. Развитие личностной компетенции учителей и учащихся (обучение навыкам эффективного общения).
  6. Предупреждение возникновения проблем (формирование навыков саморегуляции, самовоспитания, рефлексии, релаксации).

            2016-2017 учебный год – это диагностический этап реализации данного проекта. На этом этапе:

  • Изучена научно-методическая литература по проблеме проекта;
  • Выбраны диагностические методики. Проведены исследования уровня тревожности обучающихся;
  • Выявлены основные проблемы по изучаемой теме, пути их реализации в теории и практике образования;
  • Проведены заседания кафедры и педагогического совета по данной теме.
  • Разработана программа эксперимента в рамках лицея: «Апробация технологии сбережения здоровья учащихся, снижение тревожности»;
  • В рамках внеурочной деятельности были реализованы программы О.В. Хухлаевой «Тропинка к своему Я», «Жизненные навыки. Уроки психологии в начальной школе» под редакцией С.В. Кривцовой.

            В рамках реализации проекта проведены:

  • заседание кафедры начального общего образования по теме: Особенности адаптации в 1 классах и результаты диагностики
  • педагогический совет по приемственности: Особенности адаптации в 5 классах и результаты диагностики
  • круглый стол: Психолого-педагогическое сопровождение девятиклассников, уровень готовности учащихся к профильному обучению в старших классах
  • родительский лекторий: Причины суицидального поведения в подростковом возрасте
  • региональная педагогическая исследовательская конференция: Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей
  • региональный семинар: Формирование социальных компетенций через развитие органов самоуправления в лицее (заседание кафедры воспитания, социологии и психологии).

            Как видно из заявленных взаимосвязанных проектов, Программа развития лицея представляет собой целостную систему, реализация которой позволит:

  • Создать единую комфортную образовательную среду, позволяющую качественно учить и воспитывать подрастающее поколение;
  • Активизировать и систематизировать деятельность органов самоуправления;
  • Повысить мотивацию всех участников образовательного процесса;
  • Получить положительную динамику состояния здоровья всех субъектов образовательного процесса.

            Анализируя деятельность по реализации программы развития в 2016-2017 году, лицей отмечает, что работа идет по плану по всем проектам. Были сформулированы задачи на 2017-2018 год, решение которых позволит достичь желаемого будущего:

  1. Организовать и диагностировать введение ФГОС ООО в 8 классах лицея.
  2. Зав. кафедрой естественно-математических дисциплин взять под контроль предпрофильную и профильную подготовку обучающихся в связи со снижением среднего тестового балла по биологии и химии.
  3. Усилить научно-методическую работу с одаренными детьми, провести заседание круглого стола по индивидуальным образовательным технологиям.
  4. Создавать условия для преодоления учебных трудностей. Осуществлять совместно с педагогами анализ образовательной среды с точки зрения тех возможностей, которые она представляет для обучения и развития лицеиста, и тех требований, которые она предъявляет к его психологическим возможностям и уровню развития. Содействовать  выбору образовательного маршрута каждого учащегося.
  5. Развить систему мониторинга воспитательной деятельности.
  6. Продолжить работу по созданию условий для развития личности на основе нравственных ценностей и исторического опыта России, направленного на формирование активных жизненных позиций, гражданского самосознания, сохранения психического и физического здоровья, воспитание любви к родному лицею, Отечеству.
  7. Формировать и развивать систему работы с родителями и общественностью, более активно привлекать родителей к организации воспитательного процесса в лицее.
  8. Активизировать деятельность кафедры воспитания, психологии и социализации; стимулировать работу классных руководителей по обмену передовым педагогическим опытом, внедрению в практику новых педагогических технологий.

            Таким образом, периодическое (как правило, каждые 5 лет) формирование концепции развития лицея, позволяет нам достигать положительных результатов в образовании на протяжении многих лет.