Инновационная и экспериментальная деятельность

Профессиональная деятельность педагога неполноценна, если она строится только на воспроизводстве ранее услышанных методов работы. Это неэффективно как минимум по двум причинам: педагог не использует реально существующие методы повышения качества обучения и не развивается как личность сам. Без творчества нет педагога-мастера! Педагогический коллектив лицея участвует в инновационной деятельности через внедрение новшеств в процесс обучения и воспитания, через проведение педагогических экспериментов, через передачу собственного опыта и разработок. Для чего в лицее организуются семинары, конференции, проводятся регулярные заседания педагогического совета, учебно-методических кафедр, творческих групп учителей. Инновационные процессы в лицее тесно связаны с использованием современных технологий и носят системный характер.

В лицее ведется систематическая работа по распространению собственного педагогического опыта (в форме регулярных мастер-классов, семинаров, проведения занятий на курсах повышения квалификации), в том числе через Интернет. За общими фразами стоит огромная, кропотливая и плодотворная работа коллектива лицея.
Лицей № 6 принимает активное участие в муниципальных, региональных и федеральных проектах:
-федеральные проекты:
1) Внедрение и функционирование профильного обучения и предпрофильной подготовки
2) ФГОС – новое качество образования
3) Современная образовательная среда
4) Цифровая образовательная среда
5) Успех каждого ребенка
6) Учитель будущего
7) Поддержка семей, имеющих детей
– региональные проекты:
1) Использование интерактивной геометрической среды GEONExT и GEOGEBRA при обучении геометрии в 7-8 классах
2) Единая система учета и мониторинга образовательных достижений обучающихся образовательных организаций Московской области
3) Психолого-педагогическое сопровождение талантливых, мотивированных к учебе детей в условиях реализации ФГОС – пилотная площадка Академии социального управления
4) Модель мотивирующей образовательной среды для одаренных детей на основе взаимодействия обучающихся, родителей и педагогов лицея – региональная инновационная площадка
– муниципальные проекты:
1) Организация и проведение единого методического дня
2) Современный учитель – учитель XXI века. Учительская мастерская
3) Работа с одаренными детьми через формирование исследовательского опыта и проектной деятельности. Внедрение индивидуальной образовательной траектории для одаренных детей
4) Роль внеурочной деятельности в воспитательной системе лицея. Педагогическое проектирование образовательного процесса как условие реализации ФГОС
Необходимо отметить актуальность тем по самообразованию, обобщение опыта работы по которым было представлено на кафедрах, педсоветах, ГМО и методических семинарах в этом году

  • «Реализация нового ФГОС в образовательном процессе»
  • «Развитие УУД и образовательных компетенций учащихся»
  • «Подготовка учащихся к итоговой аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ»
  • «Использование ИКТ, медиаресурсов в процессе формирования ключевых компетенций учащихся»
  • «Внеурочная деятельность»

В результате повышения квалификации учителей по темам самообразования, проведения тематических семинаров – повысился уровень владения педагогов инновационными технологиями образования, приобретён опыт по введению ФГОС в образовательный процесс начальной, основной и средней школы.

Инновационные процессы

Изменения в организации образовательного процесса Изменения в технологиях обучения и воспитания Изменения в управлении
лицеем
Структура и содержание рабочих программ:
– использование учебников нового поколения по истории,
– введение вопросов по подготовке к ГИА выпускников 11 классов лицея в форме ЕГЭ, выпускников 9 классов в форме ОГЭ
– разработка, введение и совершенствование авторских программ по информатике:
5-6, 7-9, 10-11 профильные классы.
– организация эксперимента по внедрению в образовательный процесс 2-4 классов курса информатики
– Широкое внедрение технологии проектной и исследовательской деятельности по всем основным предметам.

– Использование ИКТ по основным предметам.
– Развитие применения инновационных технологий: проблемного, развивающего и модульного обучений.

Дальнейшее совершенствование применения ИКТ в организации образовательного процесса:
– в аналитической деятельности лицея
– в научно-методической работе
– введение презентаций на заседаниях педагогических советов, семинаров, конференций
Планирование и организация работы по введению в деятельность лицея работы по федеральным проектам национальной программы «Образование»
Методы, формы и средства обучения:
– совершенствование преподавания профильных курсов
математики ИМ и ЕМ,
информатики в (ИМ),
биологии в (ЕМ),
химии в (ЕМ)
– введение новой дисциплины «Индивидуальный проект»
– апробация новых программ элективных курсов в 10-11 профильных и факультативных курсов в 8-9 предпрофильных классах,
– развитие дистанционного обучения,
– развитие интерактивного обучения
Видео-уроки по биологии, истории и обществознанию, английскому языку, физике, географии, химии
Применение ЭОР на уроках
Проведение нестандартных уроков
Рейтинговая система по основным предметам  в 8-11 классах
Расширение применения цифровых технологий
Создание пакета новых документов аналитической и диагностической информации в электронном виде
Совершенствование системы контроля за реализацией рабочих программ, основной образовательной программы.
Продолжение работы инновационных площадок по реализации проектов программы развития лицея на 2016-2020 годы
Совершенствование методической работы
– по внедрению в учебный процесс индивидуальных образовательных траекторий учащихся,
– по осуществлению педагогического мониторинга
Введение в преподавание основных учебных предметов системы проектных технологий.
Организация учебно-воспитательного процесса с применением поисково-исследовательской технологии и педагогического сотрудничества
Совершенствование управления в режиме самоуправления и соуправления. 
Дальнейшее совершенствование деятельности учебно-методических кафедр лицея в условиях введения ФГОС и профстандарта педагога
Совершенствование внеурочной деятельности и дополнительного образования:
– изменение форм проведения занятий
Использование игровых технологий, проектной деятельности, проблемного изложения материала, организация экскурсий, фотовыставок и др. Совершенствование деятельности НМК
– по организации введения ФГОС,
– по организации локальной инновационной деятельности отдельных педагогов

 


Внедрение инновационных технологий, широкое использование проектной и исследовательской деятельности на уроках и во внеурочное время позволило создать условия для развития познавательных и интеллектуальных способностей учащихся.

Участие в инновационной и экспериментальной деятельности

Уровень выступления учителей Количество  выступающих, обобщающих опыт Профессиональное сообщество
Региональный уровень
Работа инновационной площадки лицея РИП:
Модель мотивирующей образовательной среды для одаренных детей на основе взаимодействия обучающихся, родителей и педагогов лицея
Выступления учителей
5 Педагоги, администрация лицея, представители  образовательных организаций города Дубны, Талдома, Дмитрова
Межрегиональный научно-практический семинар: «Тайм-менеджмент для школьников. Приемы эффективной организации времени»
Мастер-класс педагога-психолога лицея
1 Административные работники, педагоги-психологи образовательных организаций региона
Межрегиональная научно-практическая конференция: Выступление 1 Участники конференции
Региональная конференция АСОУ
Выступление
1 Участники конференции
Научно-практический семинар МБОУ Гимназия г. Фрязино Выступление 1 Участники семинара
Муниципальный уровень
Выступления учителей на муниципальном уровне  18 ГМО учителей-предметников, педагогов-психологов
Лицейский уровень
День открытых дверей
открытые уроки были даны 17 учителями
открытые внеклассные мероприятия – 3 учителя
20 Все участники образовательного процесса
Педагогические советы 27 Педагогические работники лицея
Заседания учебно-методических кафедр 40  Учителя кафедр

Диссеминация инновационного опыта учителей

Методическая система учителя понимается как совокупность элементов, необходимых для создания целенаправленного и определенного педагогического взаимодействия (воздействия), направленного на формирование личности с заданными качествами и на реализацию учебно-воспитательного процесса.
Система включает методику формирования лицейского коллектива и проведение занятий на высоком методическом уровне.
Показатели наличия авторской методической системы:

  • Наличие методических публикаций (в т.ч. докладов на научно-практических конференциях, семинарах), отражающих отдельные элементы методической системы педагога
  • Последовательное изложение собственной методической системы в форме объемной публикации (учебного пособия, методических рекомендаций, монографии) или диссертационного исследования
  • Систематическая работа по распространению собственного педагогического опыта (в форме регулярных мастер-классов, семинаров, проведения занятий на курсах повышения квалификации), в том числе через Интернет.

В учебном году учителями лицея была проведена большая и плодотворная текущая работа по накоплению материалов в папки своих достижений – портфолио. Распространение опыта проводилось в различных формах: учителя выступали на заседаниях кафедр, педсоветах, ГМО по предметам; проводили открытые уроки, размещали свои статьи в  методических изданиях, разработки уроков и презентации на сайте лицея и профессиональных педагогических  сайтах.  В частности,  на профессиональных  сайтах в Интернете размещено 149 методических находок.

Темы самообразования учителей и опыт использования полученных знаний по  содержанию направлений  самообразования    .pdf

Участие в профессиональных конкурсах    

  • Комарова О.В. стала победителем муниципального этапа профессионального конкурса на присуждение премии Губернатора МО «Лучший учитель–предметник и лучший учитель начальных классов»
  • Учитель физической культуры И.В. Матлахова стала лауреатом профессионального конкурса «Педагог года-2019», проявив творчество, артистизм и обобщив успешный опыт взаимодействия с детьми.